|
СУБПРОЕКТ 2.2. АНТРОПОЛОГИЯ
2.2а. «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЖИЗНЕННЫЙ МИР»
Краткое обоснование проекта:
Предпосылки. Проект задуман автором в начале 1990-х годов. С появлением серии работ по темам «Социальное измерение жизненного мира», «Жизнетворчество» и «Жизненные стратегии» он обрел реальные очертания. Постепенно стала выстраиваться концептуальная схема проекта: вначале необходимо было прояснить природу «объекта» – жизненного мира, а затем рассмотреть человека как его субъекта.
Проблемная мотивация автора. «Что заставило меня обратиться к изучению философских и социологических оснований жизненного мира человека? Прежде всего, интерес к проблемам творчества жизни и возможностям ее планирования. Первоначально жизненный мир рассматривался мной как арена творчества человека как личности. Затем появилась потребность в раскрытии сущности и структуру самого жизненного мира.
Предмет и цель исследований. Предмет исследования – жизненный мир человека, рассматриваемый в контексте глобальных изменений. Цель – разработка концепции жизненного мира и изучение человека как его творца. Отсюда вытекают задачи автора, связанные с построением моделей жизнетворчества и разработкой концепции и типологии жизненных стратегий личности.
Структура и содержание проекта. Проект включает в себя несколько взаимосвязанных тем (подпроектов), в т.ч. «Теоретико-методологические основания изучения жизненного мира», «Жизнетворчество», «Жизненные стратегии», «Жизненный мир российского человека». Определим основные понятия.
В понятии «человек» выражено единство биологических, психических и социальных сторон человека, который рассматривается одновременно как организм (носитель психофизической и адаптивной активности), индивид (субъект «внешней», биосоциальной активности), индивидуальность (субъект «внутренней», психической активности), личность (субъект деятельности) и родовой человек (целостный субъект родовой деятельности, выражающий общечеловеческие интересы).
Как известно, жизненный мир определяется в феноменологической традиции как мир непосредственной коммуникации, охватывающей систему донаучных и неотрефлексированных значений человека о повседневной жизни. Он представляет собой целостную структуру человеческой практики, определяющую горизонт всех мыслимых и немыслимых целей и проектов. В понимании Ю. Хабермаса это – одна из основных сфер современного социума, выделяемая наряду с системным миром. Это мир непосредственного общения людей (семья, дружеские компании, группы сверстников и пр.), в основе которого лежит стремление к взаимопониманию.
Жизнетворчество – способ жизнедеятельности, в основе которого лежит творческое, сознательное отношение человека к жизни, его стремление выйти за пределы обыденного и рутинного в сферу «высшей реальности» – Бог, Космос, Природу и пр.; институциональная форма (модель) осуществления стратегии самореализации человека как личности.
Жизненный мир российского человека характеризуется такими особенностями, как: (1) системная деформация жизненного пространства человека; (2) искусственная дефрагментация («расколотость») и дифференциация жизненного мира человека; (3) бюрократизация и бюрократическая формализация отношений; (4) коммерциализация и корпоративная регламентация жизненного мира; (5) неразвитость институтов гражданского общества, способных защитить жизненный мир человека от вторжения бюрократии и корпоративных структур.
Научные результаты. В течение 15 лет автор подготовил и издал более 30 работ по данному проекту, в т.ч. 3 монографии, 1 учебное пособие и свыше 20 статей и учебно-методических материалов.
Учебная работа. Проблематика жизненного мира человека вошла в учебные курсы «Теория личности», «Человеческое развитие». В 2004 г. было издано учебное пособие в соавторстве с Л.Г. Костюченко «Теория личности. Личность и ее жизненный мир», которое содержит главы, написанные автором, в т.ч. «Жизненный мир личности: целостность бытия и познания», «Философия жизни в системе мировоззрения и творчества личности», «Жизнетворчество и пути самореализации личности», «Жизненный мир личности в социологии (постклассический подход)» и др.
Научные мероприятия:
Доклады автора на конференциях и семинарах:
1. Международная научная конференция «ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА: СВОБОДА, ЦЕННОСТИ, ТВОРЧЕСТВО» (16 по 17 октября 2003г., г. Саратов, СГУ) – доклад «Жизненный мир российских людей глазами современника (феноменологический взгляд)».
2. Научная конференция «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЖИЗНЕННЫЙ МИР» (3 марта 2004г., МГУ им. М.В. Ломоносова) – доклад «Жизненный мир человека глазами современника: опыт критической рефлексии».
3. III международная конференция «ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННЫХ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ» (14-17 сентября 2004 г., Волгоградский государственный университет) – доклад «Человек и его жизненный мир в современной России: метаморфозы человеческого бытия».
4. Международная научная конференция «ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. НАУКА. ФИЛОСОФИЯ. НРАВСТВЕННОСТЬ» (24 сентября 2004 г., г. Минск, Институт философии НАНБ) – доклад «Жизненный мир человека в его духовно-нравственном измерении».
5. ДНИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛОСОФИИ – 2004 (19-20 ноября 2004 г., г. Санкт-Петербург, СПбГУ) – круглый стол редакции журнала «Личность. Культура. Общество» «Философия жизни или жизнь в философии».
6. Всероссийская научно-практическая конференция «МОЛОДЕЖЬ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА» (г. Омск, Администрация г. Омска, 28-29 апреля 2005 г.) – пленарный доклад «Жизненный мир российской молодежи: опыт критической рефлексии».
7. Ежегодные Фроловские чтения (Ноябрь 2005г., Москва, Институт философии РАН) – доклад «Человек как предмет комплексного анализа (в свете идей И.Т. Фролова)».
8. Ежегодные Рождественские чтения (12 января 2006г., г. Елец, Елецкий госуниверситет им. И.А. Бунина) – пленарный доклад «Духовный мир российского человека».
9. Всероссийская научная конференция «ПРОВИНЦИЯ И СТОЛИЦА: ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ И ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ КУЛЬТУРЫ» (22-23 мая 2006г., г. Белгород, Белгородский госуниверситет) – пленарный доклад «Жизненный мир провинциального человека в современной России».
Труды Ю.М. Резника по данному проекту:
Монографии: Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М.: Изд-во «Союз», 1995. 4,3 п.л. (в соавторстве с Т.Е. Резник); Социальное измерение жизненного мира (введение в социологию жизни). М.: Изд-во «Союз», 1995. 6,3 п.л.; Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М.: Институт человека РАН, 2002. 16,2 п.л. (в соавторстве Е.А. Смирновым).
Учебные пособия: Введение в теорию личности. Личность и ее жизненный мир: Учебное пособие. М.: Изд-во Независимого института гражданского общества, 2004. 15,0 (в соавторстве с Л.Г. Костюченко).
Главы и разделы в коллективных монографиях: Человек в гражданском обществе: проблемы институционализации и идентичности // Homo institutius. – Человек институциональный. Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2005. 1,8 п.л.
Статьи: Жизнетворчество как искусство жизни // Лосиный остров. 1994. № 1. 0,5 п.л.; Социология жизни: новая парадигма или междисциплинарный синтез? // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1996. № 4. 1,2; Жизнетворчество как форма онтосинтеза // Онтосинтез социальной реальности. Труды семинара. М.: ИКАР, 1998. 2,0; Жизнетворчество: соотношение индивидуальных и социальных начал // Россия. Духовная ситуация времени. М.: Изд-во «Союз», 1998. 1,5; Человек и общество (опыт комплексного изучения) // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. 2. Вып. 3-4. 4,0; Философия жизни или жизнь в философии // Filozofia Blizsa Zyciv. Warszawa. 2004. Т. 2. 1,0; Философия как идейная основа жизнетворчества // Doctrina. Warszawa. 2005. № 2. 1,0; Философия в жизни личности // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. Вып. 3 (31). 1,3 п.л.; Жизненный мир провинциального человека (опыт анализа социокультурных различий) // Провинция и столица: центробежные и центростремительные процессы духовной эволюции культуры: матер. Всерос. Науч. конф. / отв. ред. С.М. Климова. Белгород, Изд-во БелГУ, 2006. 0,2 п.л.
Учебно-методические материалы: Примерные программы курсов «Введение в специальность», «Социальная антропология», «Общая психология», «Социальная психология» // Сборник примерных программ дисциплин федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по социологии и социальной антропологии. Часть III / Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2003. 2,5 п.л.; Примерные программы курсов «Философская антропология», «Основы социально-психологического консультирования» // Сборник примерных программ дисциплин федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по социологии и социальной антропологии. Часть IV / Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2003. 1 п.л.; Примерные программы курсов «Человеческое развитие», «Теория личности» // Сборник примерных программ по социологии, социальной антропологии и организации работы с молодежью. Часть V. М., 2004. 2 п.л.
2.2б. «ИНТЕГРАТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»
Краткое обоснование проекта:
С начала 2002 г. Резник Ю.М. переходит на работу в Институт человека РАН, где он приступает к разработке нового проекта, условное название которого – «Интегральная антропология».
Интегральная антропология – относительно новое направление комплексных исследований человека. Она возникает на стыке различных антропологических дисциплин и изучает «сквозные», сущностные связи и закономерности развития родового человека.
Основные направления интегральных антропологических исследований таковы: (1) разработка системных проблем антропологии (так называемая “системная” антропология); (2) комплексное изучение основных форм родового развития человека (свободы, творчества и гражданской активности); (3) исследование интегральных проблем человека, проявляющего себя в разных измерениях или способах бытия (личность, культура и социальная организация); (4) комплексное изучение рефлексивной практики творческого (инновационного) развития человека и человеческого потенциала организаций. Проектом предусмотрено издание серии научных публикаций, в т.ч. монографий и статей”.
Научные мероприятия:
Доклады автора на конференциях и семинарах:
1. Третий Российский философский конгресс «РАЦИОНАЛИЗМ И КУЛЬТУРА НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ» (16-20 сентября 2002г., Ростов-на-Дону, Ростовский государственный университет) – доклад «Интегральная антропология» как форма междисциплинарного синтеза».
2. Международная научная конференция «НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» (19-21 декабря 2002г., г. Санкт-Петербург, РГПУ) – доклад «Интегральная антропология» как научная дисциплина».
3. Методологический семинар «АНТРОПОЛОГИЯ И ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ» (3-4 мая 2006г., г. Нальчик, КБГУ, Центр прикладной антропологии) – доклад «Интегральная антропология как общая наука о человеке».
Труды Ю.М. Резника по данному проекту:
Сборники научных трудов: Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира: Материалы III Международной конференции. Вып. 3. М., 2004. 23,1 п.л.
Статьи: «Интегративная антропология» как форма междисциплинарного синтеза // Личность. Культура. Общество. 2002. Т. 4. Вып. 1-2. 1,5; «Интегративная антропология» как форма междисциплинарного синтеза // Философский век. Альманах. Вып. 21. Науки о человеке в современном мире. Часть 1. СПб., 2002. 1,2; Проект комплексной науки о человеке: от общей антропологии к антропологии персоналистической (в свете идей И.Т. Фролова) // Наука. Общество. Человек / Отв. ред. В.С. Степин. М.: Наука, 2004.0,6.
2.2в. КОМПЛЕКСНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Краткое обоснование проекта:
Проект разрабатывается Резником Ю.М. с начала 90-х годов. В эти годы выходит брошюра «Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив» и серия научных статей.
Итогом его многолетней деятельности по реализации данного проекта стала монография «Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа» (М.: Институт человека РАН, 2002), подготовленная и изданная в соавторстве.
Научные мероприятия:
Доклады автора на конференциях и семинарах:
1. Круглый стол «КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» (20 апреля 2004г., г. Иваново, филиал СЗАГС) – доклад «Личностный потенциал и стратегия жизни человека».
2. Международная научная конференция «ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ: ИНТЕГРАЦИЯ, ПАРТНЁРСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА» (3-4 декабря 2004г., г. Ставрополь, Северокавказский социальный институт) – доклад «Личность и гражданское общество: проблема коэволюции».
Труды Ю.М. Резника по проекту «Комплексная теория личности»:
Монографии: Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М.: Изд-во «Союз», 1995. 4,3 п.л. (в соавторстве с Т.Е. Резник); Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М.: Институт человека РАН, 2002. 16,2 п.л. (в соавторстве Е.А. Смирновым).
Учебные пособия: Введение в теорию личности: социокультурный подход: Учебное пособие. М.: Изд-во Независимого института гражданского общества, 2003. 17,0 (в соавторстве с Л.Г. Костюченко); Введение в теорию личности. Личность и ее жизненный мир: Учебное пособие. М.: Изд-во Независимого института гражданского общества, 2004. 15,0 (в соавторстве с Л.Г. Костюченко).
Сборники научных трудов: Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира: Материалы III Международной конференции. Вып. 3 / Отв. ред. Ю.М. Резник. М., 2004. 23,1 п.л.
Главы и разделы в коллективных монографиях: Человек в гражданском обществе: проблемы институционализации и идентичности // Homo institutius. – Человек институциональный. Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2005. 1,8 п.л.
Главы в учебниках: Личность (глава 5). Социология. Общий курс: Учебник для вузов / Под ред. Г.В.Осипова и Л.Н.Москвичева. М.: Норма, 2005. 3,0.
Статьи: Жизненные стратегии личности // Социол. исслед. 1995. № 10. 1,0 (в соавторстве с Т.Е. Резник); Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социол. исслед. 1996. № 6. 1,0 (в соавторстве с Т.Е. Резник); Человек и общество (опыт комплексного изучения) // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. 2. Вып. 3-4. 4,0. | |