| Проект «Социальные науки : состояние и перспективы интеграции»
Краткое обоснование проекта:
Предпосылки. Идея междисциплинарного синтеза социальных наук остается по-прежнему актуальной. Подчеркивая данное обстоятельство, американский профессор И. Валлерстайн писал, что пора покончить с раздробленностью социальных дисциплин и вырваться из интеллектуальной трясины, признав, что все эти дисциплины – нечто иное, как одна-единственная наука (См.: Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М., 1998. С. 134.). Автор проекта готов подписаться под этими словами. На протяжении многих лет он последовательно отстаивает необходимость междисциплинарного синтеза наук о человеке, культуре и обществе.
От автора: «Обратиться к изучению роли социальной науки в нашем обществе меня побудила неудовлетворенность теоретической ситуацией и практической «стерильностью» социальных исследований. Меня, как многих исследователей, волнуют следующие проблемы, актуальные для представителей всех ее отрядов: недостаточность теоретического обоснования предмета и структуры социогуманитарных наук; отсутствие общих теорий в отечественной социальной науке, способных дать объяснение процессам, происходящим в нашем обществе; проблема периодизации истории социальной мысли (при рассмотрении критериев периодизации обращает на себя внимание их произвольный и зачастую недостаточно обоснованный характер); проблема классификации социальных и гуманитарных наук рассматривается до сих в прежнем духе (по схеме академика Кедрова), хотя в последнее время подчеркивается различие между гуманитарными и социальными науками; проблема «потерянности» и невостребованности «среднего» поколения в науке (речь идет о поколении 30-45-летних людей); проблема научного и общественного лидерства в социальных и гуманитарных науках (у нас нет общепризнанного лидера, если не считать формального признания академических званий); проблема институционального разрыва академической и вузовской социальной науки (его так и не удалось преодолеть даже после принятия соответствующих совместных решений Президиума РАН и Коллегии Минобразования РФ); проблема идеологической переориентации современного высшего профессионального образования в России (либеральная модель образования не соответствует менталитету российских людей и социально-экономическому уровню большинства населения нашего общества); проблема низкого качества учебной литературы социально-гуманитарного профиля.
Есть и еще одна причина – недостаточная востребованность «среднего» поколения в отечественной социальной науке, тех, кого я называю «восьмидесятниками». Это – люди, формирование идейной позиции и научных взглядов которых пришлось на 80-е годы, т.е. на время крушения прежних надежд и обретения новой веры, время самоуничтожения политического режима и разложения идеологических устоев общества, время падения ортодоксального марксизма-ленинизма и утверждения всеядного плюрализма в социальной мысли.
К сожалению, представителям данного поколения не удалось пока занять ведущие позиции в социально-научном сообществе. Я уверен, что только через осуществление широкомасштабных научных проектов, рассчитанных на целые десятилетия, они смогут ощутить ритм своего времени и познать смысл полноценного бытия в профессии социального ученого».
Предмет и содержание исследований. В центре внимания автора находится современное состояние отечественной социальной науки (именно – науки, а не наук) и пути интеграции ее отдельных отраслей.
Исходные тезисы автора таковы:
1) социальная наука едина и ее внутренние деления весьма условны и относительны, а чаще всего институционально или лично обусловлены;
2) социальная наука, будучи особой формой саморефлексии обществом самого себя, обладает свойством прозрачности и проницаемости дисциплинарных границ, образуемых на первых порах лишь с целью обозначить предмет исследования и закрепляемых впоследствии институционально с учетом личных и групповых интересов;
3) социальная наука не только рефлексивна, но критична по отношению как к самой социальной реальности, которую она призвана постигать, так и к путям ее постижения, самим исследователям, переживающим и изучающим эту реальность;
4) социальная наука, чтобы быть адекватной запросам общества, должна изменить базовые представления о мире, на которых зиждется наше миропонимание и мировосприятие;
5) социальная наука, чтобы соответствовать велениям времени должна стать «естественной» наукой о социуме и социальной жизни людей (естественной не в смысле использования естественнонаучной методологии, а в смысле следования законам мироздания);
6) социальная наука может быть реализована практически в виде рациональных рекомендаций и адекватных ответов на вызовы, которые ставит перед человечеством и отдельными человеческими сообществами Природа.
Научные мероприятия:
Обсуждению проблем интеграции наук о человеке и обществе была посвящена первая Всероссийская научная конференция «Человек, культура, общество в контексте глобальных изменений», которая организована автором проекта в октябре 2000г. В рамках данной конференции работали следующие секции: «Философские основания интеграции современного человекознания»; «Социальная теория и пути интеграции наук о человеке и обществе»; «Проблемы интеграции и дифференциации научного знания в истории социальной мысли»; «Человек как комплексная проблема: антропологический поворот в социальном и гуманитарном знании»; «Этнос и культура как область междисциплинарных исследований»; «Политические исследования как сфера интеграции социальных и гуманитарных наук»; «Глобальные проблемы современности: национальная безопасность и экология»; «Теория организаций и управления: проблемы, поиски и решения».
Доклады автора на конференциях и семинарах:
1. Всероссийская научная конференция «ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК» (19-21 октября 2000г., ИСПИ РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова) – доклад «Пути междисциплинарной интеграции и методологического синтеза социальных наук в современной России».
2. Международная научно-теоретическая конференция «СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» (1-2 апреля 2005г., г. Брест, Брестский госуниверситет) – доклад на пленарном заседании «Социальная наука в России: современное состояние и проблемы развития».
3. Межвузовский методологический семинар (6-8 декабря 2006г., г. Курск, КГТУ, г. Белгород, Белгородский госуниверситет) – доклад «Социальные науки в современной России: состояние и перспективы».
Труды Ю.М. Резника по данному проекту:
Сборники научных трудов: Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира: Материалы III Международной конференции. Вып. 3. М., 2004. 23 п.л.
Статьи: Пути системной реорганизации и интеграции социального знания (очерки о судьбе отечественного обществознания) // Личность. Культура. Общество. 1999. Т. 1. Вып. 1. 2000. Т. 2. Вып. 1-3. 6 п.л.; Современная социальная теория в России: состояние и перспективы развития // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. 2. Спец. выпуск. 1,0; Академическая социальная наука перед выбором (о некоторых проблемах и перспективах развития отечественного обществознания) // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. 5. Вып. 1-2. 2004. Т. 6. Вып. 1. 3,0; Социальная теория сегодня: предпосылки функционального кризиса // Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира: Материалы III Международной конференции. Вып. 3. М., 2004. 0,8; Социальная теория в России: поиски самоопределения // Личность. Культура. Общество. 2005. Т. 7. Вып. 1 (25). 1,2; Социальная теория и общество: гражданская миссия интеллектуалов // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. Вып. 1 (29). 1,0.
Приглашение к дискуссии. «Как возможно объединить науки о человеке, культуре и обществе, не теряя при этом научные традиции, опыт целых поколений ученых и преимущества научной специализации? На каких основаниях должна или может быть произведена их интеграция? В чем заключается потребность или необходимость в междисциплинарной интеграции? Почему категория «человек» фактически изъята из оборота большинства социальных наук, где она заменена терминами «индивид», «актор», «агент», «поведенческий организм» и т.д.? Насколько существенно различие между социальными и гуманитарными науками? На каких принципах должна строиться «единая» (интегративная) социальная и гуманитарная наука? Каковы направления междисциплинарного синтеза наук о человеке, культуре и обществе? Какова роль социальных ученых и гуманитариев, придерживающихся интегративных подходов, в современном обществе? На эти и другие вопросы предстоит ответить участникам будущей дискуссии.
Приглашение к дискуссии: «Как возможно объединить науки о человеке, культуре и обществе, не теряя при этом научные традиции, опыт целых поколений ученых и преимущества научной специализации? На каких основаниях должна или может быть произведена их интеграция? В чем заключается потребность или необходимость в междисциплинарной интеграции? Почему категория «человек» фактически изъята из оборота большинства социальных наук, где она заменена терминами «индивид», «актор», «агент», «поведенческий организм» и т.д.? Насколько существенно различие между социальными и гуманитарными науками? На каких принципах должна строиться «единая» (интегративная) социальная и гуманитарная наука? Каковы направления междисциплинарного синтеза наук о человеке, культуре и обществе? Какова роль социальных ученых и гуманитариев, придерживающихся интегративных подходов, в современном обществе? На эти и другие вопросы предстоит ответить участникам будущей дискуссии". | |