Л.Г.СУДАС
Размышления о роли
социологии и социологического образования в
современной России
Статьи главного
редактора журнала “Личность. Культура.
Общество” Ю.М.Резника, /1/ (Резник Ю.М.
Пути системной реорганизации и интеграции
социального знания (очерки о судьбе
отечественного обществознания) // Личность.
Культура. Общество. М., 2000. Т. II. Вып. 1–3;
Резник Ю.М. Современные учебники и пособия по
общим социальным наукам (критический обзор
отечественной литературы) // Личность.
Культура, Общество. М., 2000. Т. II. Вып. 2) в которых дан широкий обзор учебников,
наиболее часто использующихся в преподавании
социологии в российских вузах, а также анализ
состояния общественных наук в России, в том числе
и социологии, побудили меня поделиться именно с
читателями журнала “ЛиКО” некоторыми
размышлениями относительно роли преподавания
этого предмета в формировании нового поколения
российской интеллигенции.
Работая в вузах,
мы наблюдаем тот поворот в функциональном
использовании общественных наук, который
планомерно и последовательно осуществляется в
последние годы.
Смысл этого поворота
заключается в том, что преподаванию социальных
дисциплин целенаправленно придается не просто
преимущественно, но исключительно
социотехническая, социоинженерная
направленность.
Теперь эта
направленность четко зафиксирована в “новом
поколении” госстандартов по гуманитарному и
социально-экономическому циклу дисциплин,
получившему резко негативную оценку многих
вузовских обществоведов. Сошлюсь лишь на одну из
таких оценок, высказанную профессором
социологического факультета МГУ
им. М.В.Ломоносова Ф.И.Минюшевым. По его мнению,
“мы наблюдаем процесс превращения будущей
российской интеллигенции в интеллектуалов,
профессиональных функционалов, призванных
обслуживать, не задавая лишних вопросов,
потребности власти и интересы формирующегося
класса собственников, обучение молодежи по
предлагаемым стандартам приведет к ликвидации
российской интеллигенции в устоявшемся ее
значении, и этот процесс носит уже, думается,
сознательно направленный характер”. /2/ (Минюшев Ф.И. Наступление функциональных
профессионалов // НГ-Наука. № 1. 19 января 2000)
О том, что этот
процесс “пошел”, свидетельствуют, в частности,
интереснейшие результаты социологического
опроса, проведенного в сентябре 1998 года, в пик
политического кризиса — между вторым и третьим
голосованием в Государственной думе (ГД) РФ по
вопросу о Председателе Правительства РФ. /3/ (Л.Судас, М.Юрасова. Современный российский
кризис глазами студентов-старшекурсников //
Вестник высшей школы // Alma Mater. 1998. № 9) Этим опросом были охвачены студенты
выпускных курсов юридического и экономического
факультетов, Института государственного
управления и социальных исследований — ИГУиСИ
(ныне — факультет государственного управления
МГУ) и студенты четвертого курса химического
факультета (контрольная группа). Респондентам
предлагалось ответить на вопрос: Какие
первоочередные решения Вы считали бы
необходимым принять, если бы находились на посту:
– Президента
РФ;
– Председателя
Правительства РФ;
– лидера фракции ГД?
Вопрос носил открытый
характер.
Материалы
опроса показали, что у большинства
студентов-старшекурсников обществоведческих
факультетов сформировался весьма своеобразный
тип мышления, который, воспользовавшись
известной типологией К.Маннгейма, мы обозначили
как бюрократически-консервативный. По Маннгейму,
“основной тенденцией любого бюрократического
мышления является стремление преобразовать
проблемы политики в проблемы теории
управления”, то есть деполитизировать их. Для
управленца сфера политики полностью заслонена
управлением. “Стремление заслонить область
политики феноменом управления объясняется тем,
что сфера деятельности государственных
чиновников определяется на основании принятых
законов. Возникновение же закона не относится ни
к компетенции чиновников, ни к сфере их
деятельности. Вследствие этой социальной
обусловленности своих взглядов, чиновник не
видит, что за каждым принятым законом стоят
социальные силы, связанные с определенным
мировоззрением, волеизъявлением и определенными
интересами. Чиновник отождествляет позитивный
порядок, предписанный конкретным законом, с
порядком как таковым и не понимает того, что
любой рационализированный порядок есть не что
иное, как особый вид порядка, компромисс между
метарациональными борющимися в данном
социальном пространстве силами”. /4/ (Манхейм К.
Идеология и утопия. Глава III. Может ли политика
быть наукой? // К.Манхейм. Диагноз нашего
времени. М., 1994. С. 102–103)
Именно
стремление “избежать столкновения с
политическими проблемами” отчетливо
прослеживается у студентов управленческих
специальностей. Поэтому проективные модели
деятельности президента и лидера фракции ГД —
фигур по преимуществу политических в их
представлении оказались мало функциональными, а
роль премьера, который якобы способен чисто
управленческими средствами обеспечить выход
страны из сложившейся ситуации, напротив,
максимально функциональной. Для большинства
студентов характерным оказалось непонимание
решающего значения, особенно очевидного в
ситуации острейшего кризиса, политической
борьбы, в ходе которой и определяются рамки
возможных управленческих решений, создается
сама возможность осуществления той или иной
управленческой стратегии, использования тех или
иных управленческих технологий. Сами же
управленческие технологии рассматриваются вне
их нагруженности определенным политическим,
идеологическим и мировоззренческим содержанием.
В действительности
такая нагруженность существует всегда,
независимо от того, отрефлексирована она самими
“социальными технологами” или нет. То же самое и
с преподаванием общественных наук — его
мировоззренческая, идеологическая функция
неустранима по определению. Только если прежде,
при так называемом идеократическом режиме, она
осуществлялась открыто, ее цели были заявлены
официально, то сейчас — под лозунгом
деидеологизации — она реализуется скрытно,
фактически в форме идеологического
манипулирования. Но
обществоведами-профессионалами она должна быть
отрефлексирована непременно!
Лозунг
профессионализации, сиречь деидеологизации
подготовки обществоведа-технократа —
несомненно идеологический. И направлен он именно
и только против идеологии, оппонирующей той
идеологической ориентации, которая признается —
или только преподносится — как сама собой
разумеющаяся. Антиидеологические декларации, по
сути, всегда направлены против той идеологии, с
позиций которой ведется критика реального —
идеологически определенным образом
ориентированного — курса. Провозглашаемая же
идеологическая нейтральность оборачивается
конформизмом, автоматически позитивным
восприятием определенной системы ценностей,
объективированной в социальной реальности, в
частности, в реально используемых социальных и
управленческих технологиях. Именно с этой целью
вопрос о социальной природе управленческих
технологий снимается — либо как вообще не
существующий, либо как не проблематичный,
поскольку его решение считается — или только
преподносится — как само собой разумеющееся.
В современной России, не
будучи заявленной, идеологическая ориентация
легитимной общественной науки — и это ни для
кого не секрет — является последовательно и
откровенно либеральной. Причем такая ориентация
считается как бы даже и не подлежащей обсуждению.
Либерализм — единственная идеология российской
интеллигенции! Следующее поколение российской
интеллигенции должно быть либеральным!
Насаждаемый же “социальный технократизм”,
ориентированный на “универсальные” технологии,
фактически является инструментом легитимации и
институциализации либерализма.
При этом
полностью игнорируются та реальная
политико-идеологическая ситуация, которая в
последние несколько лет сложилась в обществе, те
реальные тенденции ее дальнейшего развития,
которые исключают саму возможность такой
однозначной постановки вопроса. /5/ (Вот
вывод одного из самых либеральных отечественных
исследовательских центров: “либеральная модель
общественного устройства имеет мало шансов на
реализацию… Более вероятным представляется
движение в сторону умеренно антизападного и
антикоммунистического православно-державного
автаркического строя…” // Мониторинг
общественного мнения: экономические и
социальные перемены. М., 1999. № 4. С. 20, 22.)
Полностью
игнорируется и, мягко говоря, неоднозначная роль
предшествующих формирующемуся новому поколению,
более ранних поколенческих когорт либеральной
интеллигенции в истории России, а также проблема
ее исторической ответственности. Не будем сейчас
вспоминать ее самооценку в “Вехах”. Вспомним
недавнюю отечественную историю. Ведь именно
либеральная интеллигенция осуществила главную
работу по разрушению смыслового,
ценностно-нормативного ядра культуры советского
общества, лишив его основного интегратора, что
привело к разрушению прежней социальной системы
и прежней государственности. А взамен именно
либеральная интеллигенция предложила новую
систему ценностей (естественно, либеральных!),
которая была обществом отвергнута. И сейчас
проблема ценностной, культурной интеграции
российского социума становится проблемой его
выживания. /6/ (“ЛиКО” уже обращался к
этой проблеме. См.: В.В.Щербина. Распад культуры и
сценарий возможного развития России
// Личность. Культура. Общество. 2000. Том II.
Вып. 2)
Более того,
полностью игнорируются плоды либеральной
политики, которые уже в полной мере вкусило и
продолжает вкушать так вожделевшее к ним
российское общество, “заговоренное”
либеральной интеллигенцией.
Неолиберальная реформа
по типовой схеме МВФ привела к параличу
производства, разрушению всей инфраструктуры
России, деградации всей системы
жизнеобеспечения — и в итоге к тому, что уже
несколько лет численность российского населения
уменьшается ежегодно в среднем на 750 тысяч
человек. То есть, фактически встал вопрос о самом
выживании нашего народа — без больших войн,
революций и стихийных бедствий.
И главная причина
национальной катастрофы, повторяющей вплоть до
деталей развитие событий по сценарию МВФ в
других странах, не в ошибках и криминализации
власти, но в принципиальном несоответствии
либеральной политики тем природным и
историческим условиям, в которых происходило
развитие российской экономики, более того — всем
цивилизационным особенностям нашего общества. В
конечном счете причина — в исторической
исчерпанности либерализма, которую не способны
признать отечественные либералы, а вслед за ними
и ангажированные отечественные обществоведы.
А тем временем
преподавание общественных наук в российских
вузах предлагается вести таким образом, будто
система высшего образования существует
совершенно независимо от этой острейшей
социокультурной коллизии, которая
разворачивается не только в российском обществе,
но и во всем мире!
В последние десятилетия
облик мира принципиально изменился. Произошла
перестройка институциональных основ
современного мира. С появлением и развитием
транснациональных корпораций, крупнейших
межнациональных рынков финансового капитала и
глобальной финансовой, информационной сетей,
отдельные, прежде суверенные, национальные
государства активно интегрируются в единый
организм — мир-систему, по И.Валлерстайну, с
единой, универсальной системой регулирования
всех общественных сфер, правила действия которой
вырабатываются на основе соглашений ведущих
стран мира, в интересах сохранения их
господствующих позиций. Это ведет к смещению
центра и реальных рычагов управления
внутренними процессами за пределы национальных
государств.
Так, совершенно
очевидно, что смысл неолиберальной реформы
российской экономики по схеме МВФ состоит в ее
максимальном освобождении от
национально-государственного регулирования,
исходящего из национальных интересов, и в
открытии национальной экономики для обеспечения
свободного движения международного капитала — в
интересах центра глобальной экономики, то есть
фактически в ликвидации государственного
экономического суверенитета России.
Судя по всему, смысл
неолиберальной реформы российской системы
образования состоит в расчистке
образовательного, а еще шире — всего
информационного пространства России для
свободного движения той системы ценностей,
которая призвана обеспечивать и легитимировать
“новый мировой порядок”. Фактически — в
ликвидации культурного суверенитета России. Не
случайно лозунг экономической свободы неизменно
сопровождается лозунгом свободы информации. С
ростом же степеней экономической “свободы”
национальные информационные системы, в том числе
и системы национального образования, подобно
национальным экономикам и финансовым системам,
постепенно все больше теряют потенцию
саморазвития. Это, с одной стороны. С другой
стороны, страны, занимающие господствующие
позиции в мировой системе, все более интенсивно
аккумулируют не только технологическую и
природную, но и интеллектуальную ренту мира.
Принципиальная
идеологическая переориентация отечественного
обществоведения и системы образования
“надежно” обеспечивает включение российского
общества — в лице его наиболее образованных
слоев — в мировой идеологический дискурс,
который все еще продолжает воспроизводиться как
универсальный культурный контекст социальных
изменений.
В этом дискурсе почти
каждый аспект социальной жизни обсужден,
рационализирован и легитимирован. Причем в
каждой сфере выбор легитимных — одобряемых,
приемлемых — вариантов весьма ограничен. Именно
одобряемое общество описывается в наших
учебниках, в частности — по социологии. Не свое,
не наше, а нормативное, формирующее особое
“дисциплинарное” (то есть соответствующее
стандартам социологии как особой дисциплины, с
особым способом видения мира, особым языком его
описания) восприятие мира и места своего
общества в мире, перспектив его развития и
стратегии его реформирования. И если реальные
общественные процессы будут “отклоняться” от
нормы, и далее — если конкретный режим будет
противопоставлять себя центру, то отечественная
“либеральная оппозиция” непременно будет
апеллировать к легитимным универсальным
ценностям и искать поддержки за рубежом. О
развитии событий именно в этом направлении
особенно убедительно свидетельствует борьба,
развернувшаяся в последние месяцы за контроль
над российскими СМИ.
Таким образом, через
либерализацию образования — вслед за
либерализацией СМИ — мировой идеологический
дискурс — извне и изнутри! — оказывает
принципиальное влияние на российскую
государственную политику — в целом и в
конкретных направлениях, что фактически
означает ликвидацию государственного
идеологического суверенитета России. Фактически
доминирующие в мире идеологические мифы —
демократия, свобода, равенство и т.п. —
легитимируют или напротив делегитимируют
российскую власть! Они непосредственно
определяют российскую государственную
организацию — от организации финансовой системы
до реформирования пенсионного обеспечения,
российскую государственную политику — от
внешней до политики в области индивидуальных и
коллективных прав (региональных и этнических
групп, сексуальных меньшинств).
И подобно тому, как в
мировой политике, в мировой финансовой системе, в
мировой системе СМИ существуют специальные
институты, выступающие проводниками курса
глобализации (типа МВФ, МБ, МБРР), существуют и
специальные институты, обеспечивающие
поддержание и воспроизводство мирового
идеологического (и в частности — научного)
дискурса. В этом аспекте чрезвычайно интересной
кажется оценка целей и задач 34-го Всемирного
конгресса Международного института социологии,
прошедшего в Тель-Авиве в июле 1999 года,
высказанная руководителем делегации российских
социологов профессором В.П.Култыгиным.
“Основной
сверхзадачей устроителей Конгресса явилось
устранение противоречия между установившимися в
западном обществоведении системой и характером
осмысления социально-политической картины мира
и реальными конфликтами и напряженностями,
потрясающими современный мир. Причем
складывалось впечатление, что речь шла не
столько о том, как “преобразовать мир”, сколько
о том, как легитимизировать, подновить уже
имеющие хождение социально-политические
концепции. Представляется также, что на данном
Конгрессе отрабатывались основы идеологической
стратегии, согласно которым в ближайшее время
будет произведена корректировка деятельности
мощнейшего механизма глобальных масс-медиа”. /7/ (Култыгин В.П. Современные зарубежные
социологические тенденции. М., 2000. С. 118) Ведущими фигурами на Тель-Авивском
конгрессе были профессор Еврейского
университета Иерусалима Ш.Айзенштадт и директор
Гуверовского центра войны, мира и революции
Стэнфордского университета США А.Инкелес.
Собственно, в
такой постановке задачи Конгресса и ему подобных
мероприятий нет ничего принципиально нового и
неожиданного. Социология, как и вся социальная
наука, всегда была, по выражению И.Валлерстайна,
“интеллектуальным дополнением либерализма”, и
ее функция состояла в легитимации модерности,
привитии обществу рациональности модерна как
универсального культурного контекста
социальных изменений. Именно в этом смысл
известного призыва О.Конта “сделать всех
позитивистами”.
Однако подобные
универсалистские притязания социологии
основывались на ее уверенности в собственной
способности познать объективные, то есть
универсальные законы общественного развития.
Именно утверждение существования всеобщих
причинно-следственных связей, на котором
“стояла” классическая социология, и служило
онтологическим основанием возможности
позитивной науки об обществе, позитивной, то есть
научной, политики, вообще победы разума, всеобщей
рациональности. На этом основании зиждилась и
заявленная социологией при ее рождении
технологическая функция — и это стало
принципиальным историческим рубежом в
дисциплинарном самоопределении новой науки об
обществе, сознательно противопоставившей себя
своим “спекулятивным” предшественницам.
Социология изначально претендовала на роль
“социального технолога”, на то, чтобы стать
основой рациональной политики, научным
основанием рационального переустройства
общества.
Однако в последние годы
критическая саморефлексия социологии,
выработавшей принципиально новое —
контекстуальное, “локально-историческое”
представление об истине, о соотношении объекта и
субъекта социального познания и других
принципиальных проблемах эпистемологии и тем
самым поставившей под сомнение свою
онтологическую обоснованность, позволила (может
быть, даже — заставила) увидеть в этом “служении
объективным законам” нечто совсем другое.
Роль,
которую играли интеллектуалы в эпоху модерна,
убедительно описана З.Бауманом. В течение трех
столетий Запад задавал для всего мира концепцию
прогресса, определял его направления, основные
стандарты, пропагандировал западный стиль жизни.
И делали это именно интеллектуалы — в рамках
своих социологических, философских,
эстетических и других теорий. Со времени своего
появления именно интеллектуалы обеспечивали
“очевидность” превосходства Запада над
остальным миром. Задачей “твердокаменных”
интеллектуалов являлась легитимация, то есть
рациональное доказательство, что делаемое
универсально верно и абсолютно истинно, морально
и прекрасно. /8/ (Bauman Z. Postmodernism as social
theory: some challenges as problems // Theory, culture & society. Cleveland.
1988. Vol. 5. № 2–3) Иначе говоря,
функция социологии и социологов,
профессионалов-интеллектуалов состояла не в
“служении объективным законам истории” и
придании обществу законосообразного устройства,
а наоборот — в придании либеральной политике,
либеральным изменениям, либеральным стандартам
западного общества универсального значения и
тем самым статуса “объективных законов”.
Изменение
социокультурного опыта, позиции и функции
интеллектуалов в западном обществе, по мнению
Баумана, порождает постмодернизм как
специфическую идеологию, в которой выражается
статусный кризис интеллектуалов, исчерпанность
тех функций, которые они играли в эпоху модерна.
Действительно,
конец “гегемонистской” культуры, продуцируемой
интеллигенцией в “центре” и транслируемой на
периферию, децентрализация, деиерархизация
культуры в обществе постмодерна, оживление
локализма — вплоть до поиска аутентичных
оснований местных культур — это радикальная
культурная мутация, которая принципиально
меняет роль “интеллектуалов центра” в культуре
общества постмодерна. Интеллектуалы более не
являются силой, которая была призвана выполнять
гигантскую работу по “окультуриванию” и
трансформации автономно возникающих форм жизни,
стандартов и вкусов. Теперь эту функцию
выполняют агенты рынка и массовой культуры.
“Современное государство и политическая власть
не нуждаются в легально-рациональной
легитимации. Оружие легитимации заменено двумя
дополняющими друг друга средствами — соблазном
и репрессией. Оба средства требуют
интеллектуально тренированных экспертов — и они
появляются, накапливается и создается для этих
целей образованная элита”. /9/ (Там же.
P. 221)
С точки зрения
З.Баумана, будущее не обещает улучшения, силы
рынка будут расти. Поэтому выход для
интеллектуалов только один — присоединиться к
образованной элите экспертов. Именно такой выход
предлагается и российским интеллектуалам.
Однако, на мой
взгляд, культурные последствия деонтологизации
социологического знания требуют дальнейшего и
более глубокого обсуждения. Именно в постановке
этой проблемы я вижу смысл дискуссии двух
лидеров мирового социологического сообщества —
И.Валлерстайна и М.Арчер. /10/ (International Sociology. 1998. Vol. 13. № 1) На вопрос о социокультурной
значимости знания, которое стремится уйти от
общеобязательности, они дают два принципиально
разных ответа — гуманистический и
технологический. По мнению М.Арчер, от
социального ученого требуется детальный анализ
возможностей осуществления социальными
группами своих планов с учетом конкретных
ситуаций и степени их социальной свободы.
И.Валлерстайн пытается обосновать иную
альтернативу дальнейшего развития социального
знания как инструмента преобразования мира,
связывая его с коллективными целями и интересами
интеллектуалов как класса.
Я не буду
комментировать эти позиции, поскольку для нашей
темы имеет значение не столько предложенные
решения этой проблемы, сколько сама ее
постановка. Утрата социологией, как, впрочем, и
всем социальным знанием, признаваемых прежде
онтологических оснований делает, скажем так —
обсуждаемой проблему статуса так называемой
“мировой социологии”. Во всяком случае
игнорирование несомненно существующей здесь
проблемы совершенно недопустимо. Она должна
стать предметом обсуждения российской научной
общественности. Множество вопросов возникает и в
связи с институциализацией в России социологии
как научной и учебной дисциплины. Даже
африканская социология начинает заявлять о
своей самобытности и самостоятельности. Но не
российская! Хотя именно она обладает богатейшими
традициями социального познания — пусть и не в
рамках дисциплины под названием “западная
социология”.
<наверх><назад> |