02_.gif (187 bytes) ЖУРНАЛ "ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО"

 

Избранные статьи : 2001 г. Т.3 вып. 1(7)  

 
 
02_.gif (187 bytes) Избранные статьи.
* К 100-летию со дня рождения

Вернуться назад

Реймонд Фирт — исследователь социальной организации

Реймонд Фирт — видный британский социальный антрополог — родился 25 марта 1901 г.; его труды и идеи снискали благожелательную и высокую оценку его коллег. Работы ученого в области описательной этнографии и теоретической антропологии пользовались заслуженным вниманием. Хотя теоретические поиски Фирта не всегда вписывались в существовавшие стандарты, некоторые его идеи и методы научной работы оказали немалое влияние на его современников, а через них — так или иначе — на тех, кто работает в социальной антропологии сегодня.

Р.Фирт родился в Окленде (Новая Зеландия) в семье, где до него наукой никто не занимался. После окончания местного университета, в котором он изучал экономику, Реймонд в 1924 г. едет в Англию. Учеба в знаменитой Лондонской школе экономики (ЛШЭ) свела его с такими выдающимися личностями, как Б.Малиновски и Р.Тони, которые во многом на него повлияли. Здесь он написал и защитил докторскую диссертацию “Примитивная экономика новозеландских маори”, в 1929 г. опубликованную отдельной книгой. Вернувшись в Новую Зеландию, Фирт работал в Сиднейском университете и провел свое главное полевое исследование — на острове Тикопия (Соломоновы о-ва). В 1932 г. он окончательно переехал в Англию. С этого времени его жизнь неразрывно связана с факультетом антропологии ЛШЭ: с 1944 г. — профессор, а с 1945 г. (после смерти Малиновского) возглавил факультет и до 1968 г. им руководил. Реймонд Фирт был неутомимым научным организатором, он внес существенный вклад в институциональное укрепление антропологического сообщества в Великобритании, особенно после Второй мировой войны, когда в британской антропологии возобладали сектантские тенденции, в то время как сама жизнь требовала от ученых корпоративной солидарности и общих усилий перед лицом кризиса самоопределения; нужно было сообща определить задачи, цели и методы этой науки, соответствующие новым историческим условиям. В 1936–1939 гг. он становится почетным секретарем Королевского антропологического института, а в 1953–1955 гг. — его президентом. Он был одним из инициаторов создания в 1946 г. Ассоциации социальных антропологов Содружества (первым ее председателем стал А.Рэдклифф-Браун; в начале 60-х годов ее возглавил Фирт).

Научный вклад Фирта может оцениваться с разных точек зрения.

На его счету два больших полевых исследования: небольшого туземного сообщества на Тикопии (1928–1929, краткие повторные экспедиции в 1952 и 1966 гг.) и малайского рыболовного сообщества в Тренггану (конец 1939 г., повторные экспедиции в 1947 и 1963 гг.). Первое из этих исследований — одно из самых масштабных в антропологии ХХ века. Материалы, которые в нем собраны, легли в основу многочисленных публикаций: “Тотемизм в Полинезии” (1930–1931), “Брак и классификационная система родственных связей” (1930), “Мы, Тикопия” (1936), “Примитивная полинезийская экономика” (1939), “Работа богов на Тикопии” (1940), “Социальное изменение на Тикопии” (1959), “Ранг и религия на Тикопии” (1970). Среди особенностей этих работ отмечались необыкновенная подробность описаний и обостренное внимание к частностям. В известной степени это было результатом принятия Фиртом принципов интенсивной полевой работы, предложенных его учителем Б.Малиновским. Э.Лич считает, что Фирт как никто другой осуществил в своих исследованиях эти принципы. Второе из упомянутых полевых исследований — в Малайзии — легло в основу книги “Малайские рыболовы: их крестьянская экономика” (впервые издана в 1946 г.; в 1966 г. вышло в свет второе, полностью переработанное и существенно расширенное издание).

Необходимо упомянуть также вклад Фирта в такую отрасль социальной антропологии, как экономическая антропология, которая стала предметом его основного интереса на протяжении всей жизни. Наиболее важны в этом плане названные выше монографии — “Примитивная экономика новозеландских маори”, “Примитивная полинезийская экономика” и “Малайские рыболовы”. Экономику Фирт понимал широко, а экономическую науку считал универсальной. Он полагал, что экономический аспект присутствует в любой социальной деятельности и является необходимым элементом любой социальной организации. По его мнению, главные принципы, лежащие в основе производства, отношений собственности, распределения и обмена, повсюду одни и те же, а, следовательно, одна из важнейших задач экономической антропологии — выявить эти принципы и показать, как они работают в конкретных условиях и ситуациях. Особое значение Фирт придавал такому феномену, как “нужда” (scarcity), — недостаточность ресурсов для достижения всех желаемых целей, которая неизбежно оказывает на людей давление, принуждающее их осуществлять выбор, то есть использовать ресурсы для достижения каких-то одних целей и жертвовать при этом другими.

Как едва ли не все антропологи и социологи, черпавшие вдохновение в идеях Э.Дюркгейма и французской социологической школы, Фирт сполна отдал дань изучению религии и символов. Кроме работ о религии, построенных на конкретном полевом материале, прежде всего тикопийском, сюда необходимо отнести книгу “Символы частные и публичные” (1973) — последнюю большую публикацию ученого.

Важнейшим достижением Фирта принято считать его концепцию социальной организации. Впрочем, это даже не теоретическая концепция, в строгом ее понимании, а скорее особая методологическая позиция в подходе к определению задач и содержания полевого антропологического исследования, описанию этнографического материала и его интерпретации. Чтобы понять суть фиртовского понятия социальной организации, нужно представить тот фон, на котором оно предложено. В британской социальной антропологии первой половины ХХ века сформировались две конкурирующие школы. Первая связана с именем А.Рэдклифф-Брауна, а другая — с именем Б.Малиновского. Понятие “социальная организация” — одно из важнейших в понятийной схеме Рэдклифф-Брауна. Оно употреблялось им в паре с понятием “социальная структура” и было по отношению к нему дополнительным: под социальной структурой понималась упорядоченная расстановка лиц в сети институционализированных социальных отношений, своего рода “форма”, или “структурный каркас” общества; под социальной организацией имелось в виду упорядоченное распределение различных видов деятельности между лицами, связанными такими отношениями друг с другом. В трактовке Рэдклифф-Брауна оба понятия описывали стандартизированные, устойчивые стороны социальной жизни. Хотя сам Рэдклифф-Браун рассматривал понятие “социальная организация” как средство описания общества в его подвижном, динамическом аспекте (аспекте функционирования), как средство описания того, как общество работает и как действительное поведение членов общества по отношению друг к другу поддерживает его структурную преемственность, фактически описание общества охватывало при этом только механизмы воспроизводства социальной стабильности и оставляло за скобками механизмы социального изменения. В трактовке Рэдклифф-Брауна, социальная организация — это, в самом широком смысле, распределение стандартизированных способов поведения во времени, в пространстве и социальном измерении как многомерно структурированной совокупности типовых социальных отношений. Такое распределение способов поведения интересовало Рэдклифф-Брауна прежде всего постольку, поскольку оно обеспечивало готовые процедуры взаимоприспособления индивидуальных линий поведения, социальную кооптацию в каждом отдельном случае типового дуального социального отношения и in sum социальную кооптацию в границах общества в целом как совокупности таких отношений. Подобный подход хорош и вполне оправдан, если применять его к стабильным обществам — или, точнее говоря, к тем обществам, в которых присутствует момент стабильности (в конце концов, даже в самом динамичном обществе поведение людей не бывает совсем уж непредсказуемым). Однако такой подход вряд ли сможет помочь ученому, чей интерес прикован к проблематике социального изменения.

Между тем, вследствие интенсивного контакта с западной цивилизацией “примитивные” общества, изучаемые антропологами, переживали в это время быстрые социальные изменения, и “статичный” подход Рэдклифф-Брауна и его последователей далеко не всем казался целесообразным. Среди тех, кого не устраивала “статичность” рэдклифф-брауновского метода описания и анализа, был Б.Малиновский, один из инициаторов выдвижения на передний план проблематики изменения в “примитивных” обществах. Именно здесь, в этом альтернативном исследовательском акценте на изменение, следует усматривать корни того переопределения понятия “социальной организации”, которое предпринято Фиртом. В фиртовской трактовке под социальной организацией стал пониматься динамический аспект социальных отношений, включающий в себя ситуационный выбор альтернатив действия, принятие решений и выбор стратегии. Если социальная структура продолжает рассматриваться Фиртом как совокупность стандартизированных элементов общества (отношений, норм, правил, принципов и т.д.), то в случае социальной организации речь идет о том, как в стабильные рамки социальной структуры встраивается или, если так можно сказать, “вламывается” индивидуальное действие со всем тем, что ему сопутствует — свободой выбора между разными альтернативами, принятием индивидуальных ответственных решений и множественными случайными и не поддающимися стандартизации детерминациями поведения, такими, как рациональный расчет, эмоциональная вспышка, сновидение, ситуационно уникальные констелляции обстоятельств. Такое переопределение социальной организации — не просто теоретический сдвиг, не просто абстрактное новшество и не просто прихоть ученого, одержимого созданием новых понятий. Это радикальное переопределение задач антропологического исследования, описания и анализа. Недаром тексты Рэдклифф-Брауна и Фирта, если их сравнить, так разительно различаются: у первого — строгое, едва ли не математически точное и порой монотонное изложение исследуемого материала, в котором основной акцент делается на общее, а конкретный этнографический материал привлекается для иллюстрации общих положений; у Фирта — особая склонность, даже в текстах программно-теоретического характера, приводить развернутые описания каких-то конкретных случаев, прописанные до мельчайших деталей, едва ли не художественные. Здесь находит отражение одна из главных дилемм социологии и социальной антропологии — на что в конечном счете должен ориентироваться ученый, на “объяснение” или на “понимание”? Рэдклифф-Браун ориентируется (в целом) на объяснение изучаемых социальных фактов; для него высшая цель социальной науки состоит в получении значимых обобщений, в конечном счете универсальных, а сама социальная наука замышляется как наука sub specie aeternitatis; сравнительный метод, используемый им для этой цели, изначально предполагает такие описания, которые могут быть сопоставлены, то есть описания, сделанные в общих терминах. Фиртовские описания эмпирического материала имеют par excellence другую природу и во многих случаях попросту не могут быть использованы для тех целей, которые ставит Рэдклифф-Браун. Акценты решительно переставляются: содержание человеческих действий берет верх над формой и становится в известной степени самодостаточным и самоценным; приоритет отдается пониманию тех конкретных микроситуаций, из которых, в конце концов, складывается социальная жизнь. Понимание тонкостей и деталей функционирования и изменения культуры как живого целого отводит на второй план задачу подведения фактов этой культуры под какие-то общие принципы или закономерности. Эта исследовательская позиция идет от Малиновского, и Фирт весьма последовательно ее продолжает (стараясь, следует заметить, по мере возможности не жертвовать ради этого строгостью понятийного аппарата).

Этот явный сдвиг от объяснения общего к пониманию частных случаев приводит Фирта к важной идее, на которой стоит заострить внимание. Речь идет о предложенной им трактовке социальной антропологии как микросоциологии. В то время как многие сторонники функционалистского метода были склонны напрямую проецировать принципы и понятия функционального анализа с небольших примитивных обществ на крупные современные, Фирт предложил более резонный способ перенесения антропологических открытий в социологию сложных западных обществ: поскольку антропологи исследуют социальную жизнь в малых группах и небольших сообществах, то их открытия должны относиться не к обществам как единицам, а к малым группам и небольшим сообществам сложных современных обществ — и, рискнем добавить, к средам, обстановкам и ситуациям повседневной жизни, в которых человек связан с другими людьми такой же прочной солидарностью, какая связывает людей в примитивных сообществах и группах, изучаемых антропологом.

Учитывая важность исследований социальной организации в творчестве Фирта, мы выбрали для публикации два программных теоретических очерка из его книги “Элементы социальной организации” (1951), знакомясь с которыми читатель сможет получить достаточно ясное представление об этой стороне его научных изысканий.

В заключение следует сказать несколько слов о стилистике работ Фирта. Как отмечал Э.Лич, “стиль письма Фирта бывает иногда цветист, но редко элегантен. Его плотно сбитые параграфы не делают читателю-новичку никаких поблажек”. И вместе с тем, по его мнению, работы Фирта, не всегда понятные с первого захода, стоят того, чтобы в них вчитываться: под порой неуклюжей языковой оболочкой бьется живая и нетривиальная мысль.

Краткая библиография работ Р.Фирта

Economics of the New Zealand Maori. Owen, N.Y., 1959.

We, the Tikopia. L., N.Y., 1961.

Primitive Polynesian Economy. L., 1965.

The Work of the Gods in Tikopia. L., N.Y., 1967.

Malay Fishermen. L., 1966.

Elements of Social Organization. L., 1951.

Social Change in Tikopia. L., N.Y., 1959.

Essays on Social Organization and Values. L., N.Y., 1969.

Symbols, Public and Private. L., 1973.

Перевод публикуемых очерковЗначение социальной антропологии” (“The Meaning of Social Anthropology”) иСтруктура и организация в малом сообществе” (“Structure and Organization in a Small Community”) выполнен по изданию: Firth R. Elements of Social Organization. L., 1951. P. 1–40, 41–79.

Предисловие и перевод В.Г.Николаева


<наверх><назад>

 
   

 Copyright (c) 2001 "Личность. Культура. Общество"

 02_.gif (880 bytes)Журнал -"Личность. Культура. Общество03_.gif (881 bytes)Независимый институт гражданского общества 05_.gif (186 bytes)Руководитель комплекса Ю.М.Резник/ 06_.gif (877 bytes) Междисциплинарная научная ассоциация /00.gif (76 bytes)новости   / 00.gif (76 bytes)главная /00.gif (76 bytes) lko@mail.ru

   Вебмастер - lko@lko.ru